Аналитика как фундамент разработки

О том, что разработка должна строиться на аналитике, широко известно. Но по-прежнему многие считают, что этим проектным этапом можно пренебречь. Мы хотим объяснить, почему без аналитики сайт не станет рабочим инструментом.

Игнорирование аналитики чревато рядом неприятностей.

  • Ни экспертность разработчиков, ни глубокие знания своего бизнеса заказчиком не спасают от ошибок при разработке. Поэтому все, что с помощью аналитики проверить можно, проверять нужно обязательно.
    Например, веб-разработчик и заказчик — основатель интернет-магазина плюшевых медведей “Мишаня” — после некоторого обсуждения согласились, что игрушки крайне редко заказывают с помощью мобильных устройств. А значит, в адаптивной верстке необходимости нет. И все логично и правдоподобно, однако ж участники обсуждения не учли многоканальные конверсии: потенциальные покупатели часто ищут оптимального продавца, используя смартфон или планшет, а за покупкой уже приходят с десктопа. Отказавшись от адаптивной верстки сайта, разработчик потеряет этих покупателей. Аналитика выявила бы этот трафик и позволила бы принять правильное решение.

11

  • Людям свойственно повторять старые ошибки. Зачем изобретать велосипед, если самокат кое-как работает? Поэтому высока вероятность, что разработчик нового сайта “Мишаня” использует, например, прежние параметры фильтра — бренд, цвет и стоимость — посчитав их необходимыми и достаточными. Аналитика же может рассказать, что важнейшим критерием для покупателей будет размер медведя. И вот тут конфуз.
    Избежать преемственности ошибочных решений поможет их проверка.
  • Допустим, разработчик запустил сайт, основываясь на своем экспертном мнении. Заказчик доволен, планирует запускать рекламную кампанию и получать, наконец, прибыль. А сайт, как вы помните, не адаптивен, параметры фильтра не соответствуют запросам покупателей, да еще и интерфейс оформления заказа недружелюбен. Все рекламные усилия и бюджеты будут потрачены впустую.


В начале был анализ

Аналитика — чрезвычайно сильный инструмент. Проведенная до начала разработки, она даст однозначные ответы на многие вопросы.

Анализ существующей версии сайта даст понять, что на сайте происходит, что важного мы можем сделать и что из этого получим. Он позволит выяснить экономическую значимость наших решений — посчитать ROI.

Обратите внимание на:
— пользовательские сценарии;
— возвратность и удержание пользователей;
— конверсии и средний чек;
многоканальные конверсии;
— АТR;
— анализ безубыточности.

Они станут основой для принятия решений в рамках разработки сайта и оценки этих решений финансовыми показателями.


Кто наша аудитория?

Крайне важно определить целевую аудиторию будущего проекта до начала разработки — очевидная истина. Мы хотим добавить пару истин неочевидных:

  1. Не верьте заказчику проекта — далеко не всегда он владеет исчерпывающей информацией о целевой аудитории ресурса. Но и пренебрегать этой информацией нельзя: данные, которые дает заказчик — направление, в котором нужно действовать. Живой опрос тех, кто ближе всего к клиенту, даст несравнимо больше данных. Отправьтесь в магазин или колл-центр, пообщайтесь с сотрудниками,  понаблюдайте за клиентами. Кто эти люди? Какие вопросы они задают? Какие возражения высказывают?
  2. Не ориентируйтесь при разработке на одну целевую группу и один портрет пользователя. Вспомним про магазин “Мишаня”. Его клиенты — заботливые родители, покупающие игрушку своему ребенку, и молодые люди, выбирающие подарок девушкам. Формальная цель у них одна. Однако мотивации разные, а значит, при выборе важны разные параметры. Принимая во внимание интересы только одной целевой группы, вы потеряете другую.

Важно определить основные целевые группы, наполнить их портретами, построить пользовательские сценарии и использовать эти наработки в продакшене.

22


А как у них?

Подробный анализ конкурентов поможет вам как с позиционированием, так и с принятием решений в ходе разработки. Обратите внимание на удачные решения наиболее успешных конкурентов и ошибки отстающих. Что из этого вы можете применить и от чего следует отказаться?

Проведите бенчмаркинг с помощью Google Analytics, cравните собственные показатели с показателями ваших конкурентов: посещаемость, отказы, запросы. Это помогает более объективно и предметно оценить, все ли у вас хорошо.


О чем говорить будем?

Этот этап уже не про аналитику, но про выводы.

До начала разработки сайта необходимо определиться с сообщением бренда. Оно напрямую связано с позиционированием и помогает представить компанию в наивыгоднейшем свете. Компания должна говорить на одном языке со своей целевой аудиторией. На сайте это будет выражаться в образах, подаче текста, акцентах на опредленных преимуществах. Вспомним про магазин плюшевых мишек. Родители скорее купят игрушку своему ребенку там, где акцент сделан на семейных ценностях, а влюбленному молодому человеку, вероятно, больше приглянется романтичный образ.

Правильный посыл поможет вам найти подход к своей целевой аудитории.


Золотое время веб-аналитики

В процессе разработки сайта или после ее завершения мы можем проверять собственные гипотезы на пользователях, наблюдать и анализировать их поведение на сайте или интерактивных прототипах.

Если у вас есть идеи и гипотезы, которые вызывают сомнение — проверьте их! Запустите А/В-тестирование, поставьте эксперимент и узнайте, насколько они обоснованы. Вы можете “обкатать” на пользователях несколько форматов подачи информации; определить, нужна ли вам сложная форма из нескольких полей, или можно ограничиться простой формой для обратной связи; оценить, насколько востребован блок сопутствующих товаров и не лучше ли продублировать его в корзине.

44

 


Спросите пользователей

Обширный инструментарий юзабилити-тестирований позволяет воочию наблюдать действия пользователей в анализируемом интерфейсе, фиксировать возникающие трудности и вопросы, узнавать впечатления пользователей от работы с сайтом. Так вы сможете заранее выявить все слабые места интерфейсов и, не теряя времени, исправить это.

Разработка сайта, сопровождаемая аналитикой, позволяет минимизировать риск при достижении целей, поставленных перед сайтом и бизнесом, спрогнозировать эффект от совершенных действий и перевести его на язык выгод.

 

Координационный
совет SPECIA
Санкт-Петербург,
8-я Красноармейская ул., д.10