Точка бифуркации

Кризис — не время штопать белый флаг. Кризис — не более чем вызов. Изменения, к которым нужно адаптироваться.

Эта статья вряд ли откроет вам истину о правилах выживания в кризис. Универсальных правил и нет. Мы хотим лишь напомнить о простых законах, которые действуют в условиях нестабильной экономики и которые, возможно, помогут вам развиваться в это непростое время.

В кризис повышаются риски вложений. Потребление многих товаров и услуг снижается, становится сложнее получать инвестиции. Между компаниями усиливается конкуренция за внимание клиента.  Необходимость контроля эффективности затрат встает еще более остро. С другой стороны, в кризис появляются новые потребности, а за ними и никем не заполненные ниши. Рынок меняется динамично. Силы перераспределяются, появляются новые лидеры.


В кризис деньги перетекают от больших компаний к умным. Вперед выходят те, кто способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Рынок чистится от некачественных услуг, компании более осмотрительно выбирают партнеров.


И что же делать?

Приспосабливайтесь

Необходимость сокращения издержек ясна и прозрачна, но не нужно бездумно экономить на маркетинге. Ведь именно маркетинг позволит оценить перспективы рынка и ресурсы компании, найти пути выхода из трудной ситуации. Тот, кто сумеет воспользоваться изменениями на рынке, однозначно выйдет победителем.

Первое, в чем незаменим маркетинг — аналитика последствий кризиса. Вы должны понимать, как сложившаяся ситуация влияет на вашего клиента и на рынок в целом. Меняется структура потребностей. Например, если покупателям в условиях роста экономики важны дизайн и престиж, то теперь их могут заменить практичность и долговечность. Важно вовремя увидеть эти изменения и предложить то решение, которое ждут ваши клиенты.


В 1998г. большинство крупных кофейных концернов претерпели снижение своих позиций по сравнению с новичком «Nescafe». Причиной отрыва стал грамотный маркетинговый ход. «Nescafe» учли дороговизну жестяной упаковки и первыми выпустили кофе в картонной упаковке. Разницу в цене они отразили в рекламе.


Ответив на вопрос «Что нужно рынку?» и оценив свои ресурсы, вы поймете, какие шаги необходимо предпринять для развития вашего бизнеса. Возможно, вы решитесь на изменение бизнес-модели или продукта. А возможно, создадите и выведете на рынок инновационный продукт, повторив судьбу Яндекса.

Сейчас компании будут нацелены на получение быстрой прибыли. Все хотят денег. Однако следует найти баланс между краткосрочным и долгосрочным планированием, ведь именно последнее поможет вам крепче стоять на ногах.

Сокращать рекламные бюджеты тоже нужно крайне осторожно. Оборвав всякую связь с целевой аудиторией, компания рискует потерять долю рынка. Помните, что в условиях кризиса преимущество у сильных брендов.

Оптимизируйте

Улучшать бизнес-процессы следует и в мирное время. Но когда все хорошо, мы можем себе позволить закрыть глаза на некоторые недочеты. А сейчас нельзя.

В условиях повышенных рисков нужно особенно тщательно подходить к планированию затрат и анализу результатов маркетинговых вложений. Разумеется, вы это делаете всегда. Но сейчас от этого зависит многое. Самое время отказаться от неэффективных каналов, перераспределив бюджеты в сторону наиболее сильных.

Подумайте, какие нововведения помогут вам сократить расходы и повысить эффективность работы. Возможно, разумным решением будет создание функционального личного кабинета на вашем сайте, который разгрузил бы отдел по работе с клиентами. Или внедрить CRM-систему, которая станет хорошим подспорьем отделу продаж. Посчитайте, сколько клиентов Вы теряете из-за неудобства работы с вашим сайтом на мобильных устройствах, и как быстро окупится создание адаптивной верстки.

Есть и несколько рекомендаций по поисковому продвижению:

  • Имиджевому продвижению по позициям предпочтите оплату за трафик и целевые действия (CPC и CPA). Вы будете платить за клиентов, а не за нахождение в топе.
  • Обязательно анализируйте поведение пользователей на вашем сайте. Ответы на вопросы «Сколько раз и откуда приходят? На каком шаге конвертируются?» помогут вам определиться с наиболее выгодными рекламными каналами и подскажут, как улучшить ваш сайт. Неудачно расположенная кнопка заказа или неудобное меню — отличный способ потерять клиента.
  • Вспомните про up-sale, cross-sale и ремаркетинг. Они позволят вам продавать больше/дороже при незначительном увеличении рекламного бюджета.

И любите своих клиентов!

Кризис очень похож на точку бифуркации: у вашей компании хорошие шансы или погибнуть, или перейти на новый уровень функционирования. Разница лишь в том, что здесь результат не случаен.

Координационный
совет SPECIA
Санкт-Петербург,
8-я Красноармейская ул., д.10
На карте
×
Санкт-Петербург,
8-я Красноармейская ул., д.10
info@artw.ru